Образовательная программа 2022-2023

Принято
на Педагогическом совете
протокол № 1 от «31»августа2022 г.

Утверждено
Приказом № 176от «31» августа2022 г.
Директор
________________Л.А.Мальцев

Образовательная программа
муниципального автономного учреждения
дополнительного образования города Кудымкара
«Детско-юношеская спортивная школа»
на 2022-2023 учебный год

2022 г.

Пояснительная записка
Образовательная программа является нормативно-управленческим
документом, определяющим содержание образования Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская
спортивная школа» (ДЮСШ), ее уровень и направленность на основе анализа
образовательных потребностей социума, возможностей спортивной школы,
ресурсного обеспечения и принципов организации образовательного
процесса.
Настоящая программа разработана в целях организации деятельности
ДЮСШ по реализации дополнительныхобщеобразовательных программ в
области физической культуры и спорта.
Настоящая программа разработана в соответствии с:
- Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от09.11.2018 №
196;
- Федеральными государственными требованиями к дополнительным
предпрофессиональным программа в области физической культуры и
спорта», утвержденным приказом Министерства спорта РФ от 23.09.2021 г.;
Порядком
приема
на
обучение
по
дополнительным
предпрофессиональным программам в области физической культуры и
спорта», утвержденным Приказом Министерства спорта РФ от 01.11.2021 г.;
- Особенностями организации и осуществления образовательной,
тренировочной и методической деятельности в области физической культуры
и спорта, утвержденными ПриказомМинистерства спорта РФ от 27.12.2013 г.
№ 1125;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыхаи оздоровления детей и молодежи»от 28.09.2020 № 28;
- Уставом ДЮСШ.
Образовательная деятельность в ДЮСШ осуществляется в
соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности
№ 5307 от 15.04.2016 г. выданной Государственной инспекцией по надзору и
контролю в сфере образования Пермского края.
Данная программа способствует организации образовательного
процесса в ДЮСШ в соответствии с современными требованиями, целями и
задачами дополнительного образования, его гуманизации, в интересах
развития личности обучающихся, на основе дифференцированного,
разноуровневого образования.
Форма получения образования - очная.
Образование осуществляется на русском языке.
Основные
направления
деятельности:
учебно-тренировочная,
спортивно-массовая,
физкультурно-оздоровительная,
социальновоспитательная, информационно-методическая, управленческая.

Миссия учреждения - вовлечение детей и молодежи к
систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Образовательный процесс ориентирован на развитие мотивации
личности к удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных
потребностей, реализацию программ и услуг по физическому воспитанию.
Цель
программы
создание
условий,
способствующих
всестороннемуфизическому и духовному развитию личности средствами
физической культуры и спорта, укреплению здоровья, формированию
потребности в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации.
ДЮСШ, как учреждение дополнительного образования, ставит следующие
задачи:
- укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной
ориентации;
- получение начальных знаний, умений, навыков в области физической
культуры и спорта;
- удовлетворение потребности в двигательной активности;
- отбор одаренных детей, подготовка к освоению этапов спортивной
подготовки.
Деятельность Учреждения основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития
личности, автономности и светского характера образования, доступности
занятий физической культурой и спортом, непрерывности и преемственности
процесса физического воспитания и образования.
Реализуемые дополнительные общеобразовательные программы
разрабатываются с учетом следующих особенностей организации
тренировочной и методической деятельности:
1. По группам видов спорта:
командные игровые виды спорта (волейбол, футбол);
циклические,
скоростно-силовые
виды спорта (лыжные
гонки, легкая атлетика, тяжелая атлетика, плавание, прыжки на лыжах с
трамплина, лыжное двоеборье);
- единоборства (рукопашный бой).
2. По признанным в Российской Федерации видам спорта и
спортивным дисциплинам, включенным во Всероссийский реестр видов
спорта.
3. По этапам и уровням обучения:
спортивно-оздоровительный этап (весь период) - только
для дополнительных общеразвивающих программ;
базовый уровень (6 лет);
углубленный уровень (2 года);
4. По интеграции дошкольного, общего и дополнительного
образования путем сетевого взаимодействия с образовательными
организациями.

Методологической основой реализуемых программ является
системно-деятельностный подход, который предполагает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и
непрерывному образованию;
проектирование
и
конструирование
развивающей
образовательной среды организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение
образовательной
деятельности
с
учетом
индивидуальных,
возрастных,
психологических,
физиологических
особенностей и здоровья обучающихся.
1. Образовательная деятельность
ДЮСШ предоставляет бесплатные образовательные услуги по
дополнительнымобщеобразовательным
программам
физкультурноспортивной направленности в рамках муниципального задания.
Образовательная деятельность и тренировочный процесс в ДЮСШ
осуществляется в соответствии с данной Программой, дополнительными
общеобразовательными программами по видам спорта, годовым
календарным планом-графиком и расписанием тренировочных занятий.
Образовательная деятельность в ДЮСШ строится на педагогически
обоснованном
выборе
тренером
преподавателем
учебных
планов,современныхтехнологий в обучении и воспитании обучающихся в
соответствии с федеральными государственными требованиями.
Образовательный процесс включает в себя теоретические и
практические занятия, участие в соревнованиях различного уровня,
выполнение
учебных
и
контрольных
нормативов,многообразную
воспитательную работу с обучающимися.
Спортивные
соревнования
являются
неотъемлемой
частью
образовательного процесса. На основе результатов участия в соревнованиях
осуществляется мониторинг качества ихподготовки и качества работы
тренеров-преподавателей. Количество часов, отведённых наэтот раздел,
определяется требованиями учебной программы для каждого года обучения.
ДЮСШ имеет право проводить учебно-тренировочные сборы для
подготовки к соревнованиям продолжительностью до 12 дней.
Организация
учебно-воспитательного
процесса
в
ДЮСШ
характеризуется следующими особенностями:
- обучение организуется на добровольных началах в свободное от
учебы в общеобразовательной организации время;
- допускается переход из одной спортивной секции в другую;
- обучающимся предоставляется возможность сочетать различные
направления деятельности и формы занятий.
В ДЮСШ в 2022-2023 учебном году реализуются дополнительные
общеобразовательные программы: дополнительные общеразвивающие
программы
и
дополнительные
предпрофессиональные
программы
физкультурно-спортивной направленности по 9 видам спорта: лыжные

гонки, лыжное двоеборье, тяжелая атлетика, легкая атлетика, рукопашный
бой, футбол, волейбол, плавание, прыжки на лыжах с трамплина.
Программы соответствуют следующим уровням сложности:
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
Дополнительные общеразвивающие программы для детей и подростков 6-18 лет
Срок реализации – 1 месяц
НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
Дополнительные общеразвивающие программы для детей и подростков 7-18 лет
Срок реализации – 1-2года
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
Дополнительные предпрофессиональные программы для детей и подростков 8-18 лет

Срок реализации – 6 лет
УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
Дополнительные предпрофессиональные программы для детей и подростков 14-18 лет
Срок реализации - 2 года

Продолжительность учебного года
Стартовый уровень
4 учебные недели

Начальный, базовый и углубленный уровни
42 учебные недели

Учебная нагрузка
Показатель
учебной
нагрузки
Количество
часов в
неделю
Количество
занятий в
неделю
Общее
количество
часов за
период
Общее
количество
занятий за
период

Стартовый

1

Уровни сложности программ
Начальный
Базовый
1-2 годы
3-4 годы
5-6 годы
обучения обучения обучения
3-6
4-6
6-8
8-10

Углубленный
1-2 годы
обучения
10-12

1

3-4

3-4

3-4

4-5

4-5

4

126-252

168-252

252-336

336-420

420-504

4

126-168

126-168

126-168

168-210

168-210

Минимальное количествообучающихся в группах по видам спорта –
10 человек.
Расписание занятий утверждается администрацией ДЮСШ по
представлению тренеров-преподавателей, в целях установления более
благоприятногорежима тренировок, отдыха обучающихся, с учетом того,что
занятия в ДЮСШ являются дополнительной нагрузкой к обязательной
учебной деятельности детей и подростков в общеобразовательных
организациях.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

- групповые и индивидуальные учебно-тренировочные занятия (практические
и теоретические);
- работа по индивидуальным планам подготовки;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- тестирование и контроль;
- учебно-тренировочные сборы;
- восстановительные мероприятия.
Порядок зачисления и перевода обучающихся
Зачисление в ДЮСШ и перевод в группы на всех уровнях
подготовкиосуществляется при наличии медицинского допуска к занятиям
спортом.
На обучение по дополнительным общеразвивающимпрограммам
зачисляются все желающие, достигшие минимального возраста для
зачисления в спортивную школу по избранному виду спорта, при наличии
допуска врача к занятиям в спортивной школе и на основании заявления
родителя (законного представителя) в рамках муниципального задания.
На обучение по дополнительным предпрофессиональным программам
зачисляются обучающиеся, достигшие минимального возраста для
зачисления в спортивную школу по избранному виду спорта, не имеющие
медицинских противопоказаний для занятия избранным видом спорта
(предоставляется медицинская справка о допуске к занятиям в спортивной
школе), по заявлению родителей (законных представителей), выполнившие
нормативывступительных испытаний.
Порядок комплектования групп на базовом и углубленном уровнях
сложности
Группы
отделений
комплектуются
в
соответствии
с
программнымиконтрольно-переводными требованиями, которые включают в
себя:
- минимальный возраст обучающегося;
- стаж занятий в ДЮСШ;
- уровень спортивной подготовки (спортивный разряд);
- выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП;
- участие в соревнованиях.
В случае невыполнения требований по переводу на следующий год
обучения,учащиеся зачисляются в группы и на уровень, требования которых
он выполнил.
При комплектовании групп углубленного уровня сложности
допускается объединениеспортсменов имеющих различный стаж занятий
(при условии, что разница в уровне спортивной подготовленности не
превышает 2-х спортивных разрядов). В данном случае, объем годовой
тренировочной нагрузки устанавливается в соответствии со стажем занятия
большинства спортсменов этой группы и утверждается приказом директора.

Комплектование учебных групп на 2022-2023 учебный год
(начальный, базовый и углубленный уровни сложности)
Дополнительные
общеобразовательные
программы

Волейбол

Тяжелая
атлетика

Прыжки на
лыжах с
трамплина
Лыжное
двоеборье

Лыжные
гонки

Рукопашн
ый бой

Плавание

Легкая
атлетика

ОФП
(легкая
атлетика)
Футбол

кол-во
групп
час/нед.
всего
часов/нед.
кол-во
групп
час/нед.
всего
часов/нед.
кол-во
групп
час/нед.
всего
часов/нед.
кол-во
групп
час/нед.
всего
часов/нед.
кол-во
групп
час/нед.
всего
часов/нед.
кол-во
групп
час/нед.
всего
часов/нед.
кол-во
групп
час/нед.
всего
часов/нед.
кол-во
групп
час/нед.
всего
часов/нед.
кол-во
групп
час/нед.
всего
часов/нед.
кол-во
групп
час/нед.

Уровни сложности
Итого
Начальный
Весь
период

2

Базовый
3
4

1

-

Углубленный
1
2

5

6

1

-

-

1

-

1

1

-

4

-

6
6

-

-

8
8

-

9
9

10
10

-

33

5

-

-

-

-

-

-

1

-

6

6
30

-

-

-

-

-

-

10
10

-

40

4

-

-

-

-

-

-

-

-

4

6
24

-

-

-

-

-

-

-

-

24

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

6
6

-

-

-

-

-

-

-

-

6

2

-

-

-

-

-

-

-

-

2

6
12

-

-

-

-

-

-

-

-

12

5

1

-

-

1

-

-

-

-

7

3/6
3/24

6
6

-

-

8
8

-

-

-

-

3/38

1

1

-

-

-

1

-

-

-

3

6
6

6
6

-

-

-

10
10

-

-

-

22

4

-

-

-

1

-

-

-

1

6

6
24

-

-

-

7
7

-

-

-

12
12

43

2

-

-

-

-

-

-

-

-

2

3/6
3/6

-

-

-

-

-

-

-

-

3/6

1

-

2

-

2

-

-

-

-

5

6

-

6

-

8

-

-

-

-

ИТОГО

всего
часов/нед.
кол-во
групп
всего
часов/нед
.

6

-

12

-

16

-

-

-

-

34
40
264

Комплектование учебных групп для обучения на стартовом уровне
сложности осуществляется в течение всего учебного года.
Показатели результативности образовательного процесса
Основным показателем результативности образовательного процесса
в ДЮСШ являются:
- сохранность контингента обучающихся;
- спортивные достижения обучающихся;
- результаты педагогической диагностики, определяемые образовательными
программами
тренеров-преподавателей
(тестирование,
контрольнопереводные нормативы, мониторинг физического развития и физической
подготовленности обучающихся).
Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация
обучающихся являются неотъемлемойчастью образовательного процесса, так
как позволяет оценить реальную результативность тренировочной
деятельности.
Текущий контроль проводится тренером-преподавателем в течение
учебного года.
Промежуточная аттестация для перевода на следующий уровень
обучения осуществляетсяодин раз в год. Срок проведения апрель-июнь.
Форма промежуточной аттестации – сдача контрольно-переводных
нормативов. Обучающиеся выполняют установленные для перевода на
следующий уровень подготовки нормативы, утвержденные приказом
ДЮСШ.
Перевод обучающихся в группу следующего года обучения
производится на основании:
• для групп СО (кроме групп стартового уровня) – представленных
протоколов сдачи контрольно-переводных нормативов (контрольнопереводные нормативы носят контролирующий характер);
• для групп базового и углубленного уровня – представленных
протоколов сдачи контрольно-переводных нормативов и приказов о
присвоении спортивных разрядов.
По итогам промежуточной аттестации директором издается приказ о
переводена следующий этап обучения учащихся, выполнивших контрольнопереводные требования. Обучающиеся, не освоившие образовательные
программы по болезни или другой уважительной причине, могут быть

оставлены на прежнем уровне подготовки или решением педагогического
совета переведены на следующий уровень.
Освоение дополнительной образовательной программы завершается
обязательной итоговой аттестацией.
Для групп стартового уровня сложности аттестация не проводится.
2. Ресурсное обеспечение образовательной деятельности
Программное обеспечение образовательной деятельности
В
ДЮСШ
в
2022-2023
учебном
году
реализуются
дополнительныеобщеобразовательные
программы:
дополнительные
общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные
программы по 9 видам спорта.Программы являются основным документом,
определяющим направленность и содержание образовательной деятельности
на отделениях по видам спорта.
Дополнительные предпрофессиональные программы составлены в
соответствии с федеральными государственными требованиями к
дополнительным предпрофессиональным программам в области физической
культуры и спорта.
Программы, реализуемые в 2022-2023 учебном году.
№
п/п

1

Название
программы,
уровень
сложности
Волейбол
(базовый и
углубленный)

2

3

4

5

6

Тяжелая атлетика
(углубленный)
Рукопашный бой
(базовый и
углубленный)
Плавание
(базовый)
Легкая атлетика
(базовый и
углубленный)
Легкая атлетика
(базовый)

7

Футбол (базовый)

8

Тяжелая атлетика
(начальный)

Направленность,
срок реализации

Возраст для
зачисления

Вид программы

Физкультурноспортивная
8 лет
Физкультурноспортивная
2 года
Физкультурноспортивная
6 лет
Физкультурноспортивная
6 лет
Физкультурноспортивная
8 лет
Физкультурноспортивная
6 лет
Физкультурноспортивная
6 лет
Физкультурноспортивная
1 год

8-18 лет

Дополнительная
предпрофессиональная
программа
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа

14-18
8-18 лет
8-18 лет
8-18 лет
8-18 лет
8-18 лет
8-18 лет

9

10

Прыжки на лыжах
с трамплина
(начальный)
Лыжное двоеборье
(начальный)

11

Лыжные гонки
(начальный)

12

Рукопашный бой
(начальный)

13

Рукопашный бой
(начальный)

14

ОФП (начальный)

15

Легкая атлетика
(начальный)

16

Плавание
(начальный)

17

Футбол
(начальный)

18

Футбол для
малышей
(стартовый)
От игры - к спорту
(стартовый)

19

20

ОФП (стартовый)

21

Самбо для
начинающих
(стартовый)
Лыжная
подготовка
(стартовый)
Подготовка к
сдаче норм ГТО
(стартовый)
Обучение
плаванию
(стартовый)

22

23

24

Физкультурноспортивная
1 год
Физкультурноспортивная
1 год
Физкультурноспортивная
1 год
Физкультурноспортивная
1 год
Физкультурноспортивная
1 год
Физкультурноспортивная
2 года
Физкультурноспортивная
1 год
Физкультурноспортивная
1 год
Физкультурноспортивная
1 год
Физкультурноспортивная
1 месяц
Физкультурноспортивная
1 месяц
Физкультурноспортивная
1 месяц
Физкультурноспортивная
1 месяц
Физкультурноспортивная
1 месяц
Физкультурноспортивная
1 месяц
Физкультурноспортивная
1 месяц

8-18 лет
8-18 лет
8-18 лет
9-18 лет
7-8 лет
7-8 лет
8-18 лет
7-18 лет
7-9 лет
6-8 лет
6-10 лет
12-15 лет
7-14 лет
7-10 лет
11-18 лет
6-8 лет

Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа

Материально-техническая база
Материально-техническая база ДЮСШ представленаспортивными
объектами:
- спортивный комплекс ул. Строителей, 5а;

- лыжная база, комплекс трамплинов ул. Леваневского, 84;
- МБУ «Стадион Парма»;
- МБУ ФОК «Плавательный бассейн»;
- Муниципальные общеобразовательные учреждения г. Кудымкара.
Кадровое обеспечение
В ДЮСШ работает
коллектив.

высококвалифицированный педагогический

Состав и квалификация
Всего
педагогов

14

Образование
Высшее
Среднее
специальное

Квалификационная категория
Высшая
Первая

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

10

71

4

29

5

36

5

36

Стаж работы
До 5 лет
Кол-во
%

3

21

От 5 до 30 лет
Кол-во
%

8

Свыше 30 лет
Кол-во
%

42

3

21

Администрация
№
п/п
1
2

Должность
Директор
Заместитель директора по УВР

Функциональные
обязанности
Общее руководство
Организация
учебновоспитательной работы

Стаж работы
(общий/в
должности)
31/25
22/20

3. Внеучебная и воспитательная деятельность
Организация досуга направлена на всестороннее развитие
обучающихся – нравственное, умственное и физическое.
Формы организации деятельности:
- спортивные фестивали, праздники, соревнования и учебно-тренировочные
сборы;
- показательные выступления, мастер-классы;
- оформление информационных стендов, материалов;
- лагерь дневного пребывания, деятельность разновозрастных отрядов в
каникулярный период;
- мероприятия, посвященные памятным датам, календарным праздникам;
- экскурсии, походы, поездки;
- просмотр спортивных мероприятий, фильмов.
Взаимодействие с родителями- одно из важных направлений
деятельности ДЮСШ.

Направления деятельности:
- диагностика семьи;
- родительские собрания;
- индивидуальные и групповые консультации;
- организация совместного полезного досуга;
- привлечение к сотрудничеству по всем направлениям деятельности
(посещение занятий, сопровождение на соревнования, участие в организации
мероприятий).
4. Охрана жизни и здоровья обучающихся
Охрана жизни и здоровья обучающихся является одним из основных
видов деятельности ДЮСШ.
Формы организации деятельности:
- санитарно-просветительская работа;
- врачебно-педагогический контроль;
- углубленный медицинский контроль;
- инструктаж по охране труда при проведении учебных занятий по видам
спорта;
- оказание первой доврачебной помощи;
- личная гигиена;
- правила самоконтроля;
- правила поведения в общественных местах.
5. Ожидаемые результаты
Задача
Продолжить
на
основе
уже
достигнутыхрезультатов
деятельности
ДЮСШ целенаправленную работу в плане
подготовки
спортивного
резерва
по
культивируемым
видам
спорта,
совершенствуя методы и подходы в
тренировочной работе с детьми с учетом
изучения и
внедрения
современных
педагогических технологий.
Обновить нормативную
ипрограммнометодическую базу в соответствии с
законодательством РФ.
Развивать
систему
обеспечениясовременного
качества
образования
(кадровые,
материальнотехнические, информационные ресурсы).
Повысить количественные и качественные
показатели
уровня
физической
подготовленности
и
спортивного
мастерства обучающихся.
Качественное
улучшение
состоянияздоровья
среди
детей,
подростков, учащейся молодежи.

Ожидаемый результат
Увеличение количества призовых мест на
официальных соревнованиях.

Наличие
программно-методических
материалов, соответствующих требованиям.
Оптимальная
материально-техническая
база,
обеспечивающая
применение
современных образовательных технологий.
Улучшение показателей уровня физической
подготовленности
и
спортивного
мастерства.
Улучшение показателей здоровья (данные
физкультурного диспансера).

6. Предполагаемая модель выпускника.
1.
Гармонично развитая, социально ориентированная личность, способная
принять
верное решение в ситуации морального выбора и нести
ответственность перед собой и обществом.
2.
Личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая
ценность другой личности, умеющая заниматься, действовать в
индивидуальных и коллективных формах деятельности.
3.
Личность, имеющая потребность в здоровом образе жизни,
обладающая высоким уровнем физической, интеллектуальной культуры,
способная к самореализации.
4.
Личность владеющая знаниями о физической культуре и спорте, ее
роли в формировании здорового образа жизни.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».